Организация работы системы образования в 2020-2021 уч.г.
Нормативно-правовые акты
Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных учреждений.
Общие положенияВ 2020/20201 учебном году общеобразовательные организации обеспечивают реализацию образовательных программ в полном объеме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Общеобразовательные организации не позднее чем за 1 рабочий день до их открытия уведомляют Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области о планируемых сроках открытия организации в условиях распространения COVID-19. Общеобразовательные организации обеспечивают безопасный режим функционирования с соблюдением ограничительных и профилактических мер, проведением противоэпидемических мероприятий с целью недопущения распространения COVID-19. Общеобразовательные организации организуют мероприятия разъяснительного характера со всеми участниками образовательной деятельности и доводят до сведения родителей информацию: • о режиме функционирования организации в условиях распространения COVID-19; • о мерах сохранения здоровья, о проводимых в организациях ограничительных и профилактических мероприятиях с целью снижения рисков распространения COVID-19; • об организации индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, в том числе с применением электронных средств обучения и дистанционных технологий обучения. Общеобразовательные организации организуют работу телефонов «горячей линии» по вопросам функционирования школы в условиях распространения COVID-19, доводят информацию до сведения участников образовательных отношений путем размещения на официальных сайтах организаций в сети Интернет, в социальных сетях, группах. Проведение общешкольных массовых мероприятий между различными классами (школами) с участием обучающихся запрещается. На территории школы при входе (входах), а также в коридорах, рекреациях, переходах обеспечивается нанесение разметки с целью соблюдения социальной дистанции (не менее 1,5 метров). Соблюдение масочного режима школьниками, педагогическими работниками и сотрудниками общеобразовательных организаций, за исключением персонала пищеблока, является добровольным.
Проведение ограничительных и профилактических мероприятийОбщеобразовательные организации обеспечивают соблюдение следующих ограничительных и профилактических мер: 1. Проведение ежедневных «утренних фильтров» обучающихся и работников – термометрии
с помощью бесконтактных термометров и опроса на наличие признаков инфекционных заболеваний при входе в здание школы с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °C и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий. В случае наличия у обучающихся (работников) признаков инфекционных заболеваний обеспечить информирование родителей (законных представителей) обучающихся и изоляцию указанных лиц до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельную самоизоляцию в домашних условиях. При круглосуточном режиме работы организации термометрия прводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером). Лица с признаками инфекционных заболеваний должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо до прибытия родителей (законных представителей). С момента выявления указанных лиц организация в течение 2 двух часов должна любым доступным способом уведомить Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При организации подвоза ежедневный усиленный фильтр обучающихся необходимо проводить до входа в школьный автобус. 2. Использование всех имеющихся в общеобразовательной организации входов в здание. Для проведения термометрии на одном или нескольких входов необходимо назначить медицинского работника, а также дежурных сотрудников школы из числа педагогических работников, административного или обслуживающего персонала, организовав их работу по графику. Необходимо исключить скопление обучающихся и сотрудников при входе в школу. 3. Установка при входе в здание дозаторов с антисептическим средством для обработки рук. 4. Для обозначения расстояния социальной дистанции 1,5 метра необходимо нанести разметку. 5. Проведение ежедневной влажной уборки с обработкой всех контактных поверхностей, учебного оборудования дезинфицирующими средствами: в каждом классном кабинете до начала занятий в каждом классе, за которым закреплён учебный кабинет; в каждом специализированном кабинете (технология, информатика, физика, химия, физкультура), а также кабинетах иностранного языка (при делении классов на подгруппы) – перед началом занятий новой группы (класса) обучающихся; во всех остальных помещениях, задействованных в образовательной деятельности и функционировании школы. 6. Проведение еженедельной генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств, разведенных в концентрациях по вирусному режиму. 7. Проведение текущей дезинфекции помещений во время перемен/уроков (динамических пауз) и по окончании работы (обработка рабочих поверхностей, пола, дверных ручек, помещений пищеблоков, мебели, санузлов, вентилей кранов, спуска бачков унитазов) в зависимости от занятости помещений. 8. Обязательное регулярное проветривание рекреаций и коридоров общеобразовательных организаций во время уроков, учебных кабинетов – во время перемен в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы. 9. Использование бактерицидных установок, рециркуляторов воздуха в местах массового пребывания детей (столовой, рекреациях, спортивных залах и др.). Разработка графиков и порядков проветривания, влажной уборки и обеззараживания бактерицидными облучателями помещений школы (классов, коридоров, санузлов, столовой, спортивных залов и др.).
Проведение профилактических мероприятий при организации подвоза обучающихсяОбщеобразовательные организации обеспечивают контроль прохождения водителями школьных автобусов предрейсового осмотра и недопущения к работе водителей с проявлениями острых респираторных инфекций (повышенная температура, кашель и др.). В школьных автобусах перед посадкой обучающихся проводится проветривание, влажная уборка салона и профилактическая дезинфекция путем протирания дезинфицирующим раствором ручек дверей, поручней, подлокотников кресел, спинок сидений, пряжек ремней безопасности.
Организация учебной деятельности1. Общеобразовательные организации проводят разъяснительную работу с родителями по вопросам функционирования организации в условиях распространения COVID-19, проводимых в организациях ограничительных и профилактических мероприятиях. 2. Общеобразовательные организации обеспечивают организацию обучения с применением классной системы (отдельное помещение закрепляется за каждым классом). Исключение составляют уроки в специализированных кабинетах для проведения занятий с разными группами учащихся (кабинеты информатики, физики, химии (практической части), технологии, физкультуры). При проведении уроков иностранного языка (в случае деления классов на подгруппы) занятия для 1 группы проводятся в кабинетах, закрепленных за классом, занятия 2 группы обучающихся проводятся в специализированных кабинетах, которые должны использоваться только для проведения указанных уроков с обязательной санитарной обработкой после проведения каждого занятия. При проведении уроков по предметам «Информатика», «Физика», «Химия» изучение теоретической части материала проводится в кабинетах, закрепленных за классом, практические и лабораторные работы, требующие специальных условий, учебных материалов и оборудования, проводятся в специализированных кабинетах с обязательной санитарной обработкой после проведения каждого занятия. 3. С целью выполнения образовательных программ по предметам в полном объеме, ликвидации отставания в связи с карантинными мероприятиями, рекомендовать педагогическим работникам при составлении рабочих программ предусмотреть: укрупнение дидактических единиц по предмету, использование блочно-модульной технологии подачи учебного материала; предоставление учащимся права на изучение части учебного материала самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы в форме зачета, написания сообщения, реферата, подготовки презентации и др.; замена традиционной урочной системы обучения лекционно-семинарскими занятиями с усилением доли самостоятельной работы учащихся; объединение уроков внутри одной темы; уменьшение количества аудиторных часов на проверку знаний; организация индивидуально-групповых занятий для ликвидации выявления пробелов в знаниях; оптимизация (сокращение) письменных контрольных и самостоятельных работ в пользу увеличения объема учебного времени на изучение и закрепление нового материала. Рекомендуется проведение письменных проверочных, контрольных работ в дистанционном формате с использованием образовательных платформ. 4. При благоприятных погодных условиях необходимо максимально использовать открытые площадки для занятий физической культурой, проведения занятий по иным предметам. 5. С целью обеспечения оптимального уровня двигательной активности обучающихся предусмотреть на уроках проведение физкультминуток. 6. Для проведения занятий и курсов внеурочной деятельности рекомендуется использовать возможности дистанционного формата обучения, а также организовать их проведение в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. 7. При проведении уроков, учебных занятий, курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий необходимо закрепить в локальном акте общебразовательной организации соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий. Возможна организация обучения с совмещением дистанционного и традиционного форматов. При наличии единичных случаев отказа от посещения школы, обучение в дистанционном формате таких обучающихся школой обеспечивается путем онлайн трансляции уроков из учебного кабинета, по возможности – консультирование по отдельным учебным предметам, с дальнейшим прохождением промежуточной аттестации в дистанционном формате или с использованием бумажных кейсов.
Расписание уроков, занятий внеурочной деятельностиОбщеобразовательные организации применяют «плавающее» расписание уроков и перемен с целью минимизации контактов детей, в том числе во время проведения термометрии, приема пищи в столовой. Отдельные группы обучающихся (макро-группы, включающие в себя классы, параллели классов, классы, расположенные в одной рекреации, на одном этаже и пр.) формируются с учетом возможности их распределения по отдельным изолированным рекреациям (этажам) с определением времени начала занятий для каждой макро-группы. Учебные занятия начинаются не ранее 8.00. Расписание занятий составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. При формировании расписания для отдельных групп, классов следует предусмотреть организацию начала занятий для обучающихся 1-х – 4-х, 5-х, 9-х, 11-х классов в первой половине учебного дня. В целях обеспечения порядка передвижения различных групп обучающихся необходимо организовать дежурство сотрудников школы на этажах, в рекреациях, переходах и иных помещениях.
Организация работы с родителямиРекомендуется исключить проведение общешкольных и классных родительских собраний непосредственно в общеобразовательных организациях. С этой целью целесообразно обеспечить проведение запланированных массовых встреч и родительских собраний с использованием площадок для проведения видеоконференций. Решение вопросов с родителями (законными представителями) обучающихся рекомендуется в дистанционной форме с использованием телефонной связи, видеоконференций, других бесконтактных способов. Для ознакомления родителей (законных представителей) обучающихся с особенностями режима работы школы в условиях распространения COVID-19 родителей рекомендуется разработать памятки для родителей, в которых указать расписание уроков, правила пребывания в школе, меры профилактики, другие особенности функционирования общеобразовательной организации.
Организация питания обучающихсяОрганизации питания обучающихся осуществляется по расписанию для каждой макро-группы обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся во время приема пищи в столовой. Для организации питания младшеклассников возможно увеличение перемены на 10-15 минут за счет сокращения продолжительности урока. Необходимо организовать работу сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с обязательным использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению. Посуда и столовые приборы моются в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды осуществляется ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим с использованием одноразовой посуды. Обработка обеденных столов проводится до и после каждого приема пищи с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Организация питьевого режимаОбщеобразовательным организациям необходимо усилить контроль за организацией питьевого режима, обратив особое внимание на обеспеченность одноразовой посудой и проведением обработки кулеров и дозаторов. Рекомендуется использовать воду, расфасованную в емкости. При использования установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, необходимо предусмотреть замену емкости по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели, и регулярную обработку дозирующих устройств.