Вариативные формы дошкольного образования

Система дошкольного образования  призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей. С целью расширения и развития современных форм дошкольного образования, обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, в  районе организована работа  семейной группы.

 Семейные группы организуются  целью:

  • помощи многодетной семье в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста;
  • предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  • развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  • расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Задачи, которые мы решаем, организуя работу семейных групп:

  • реализация в семьях дошкольных образовательных программ;
  • оптимизация развития ребенка, его введение в образовательный социум учреждения;
  • обеспечение физического, психического здоровья, эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания;
  • формирование у детей социально-личностных духовно-нравственных качеств на основе традиций семейного воспитания;
  • создание новых рабочих мест, поддержка многодетных семей;
  • сокращение очередности  в детские сады.

Нормативно-правовым регулированием деятельности семейных групп стали:

Алгоритм организации семейной группы:

Обращение многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) в отдел образования администрации Моршанского  с письменным заявлением об открытии группы. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • автобиография;
  • диплом, аттестат об образовании;
  • медицинская книжка с отметкой о прохождении обязательного медицинского осмотра;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
  • копии свидетельств о рождении детей;
  • копия трудовой книжки;
  • письменное согласие на открытие группы совершеннолетних членов семьи собственников (нанимателей) жилья;
  • справки органов внутренних дел об отсутствии судимости;
  • документ, подтверждающий право пользования жилым помещением и (или) право собственности на жилое помещение;
  • справка о регистрации кандидата по месту жительства.

Представленные документы рассматриваются,  в случае положительного решения готовится   заключение о возможности открытия семейной группы. Семейная группа организуется в многодетных семьях, имеющих не менее 3 детей дошкольного возраста. Отделом образования администрации Моршанского района  определяется   дошкольное образовательное учреждение, в структуру которого и войдут семейные группы как подразделение данного учреждения. Территориальное расположение дошкольного образовательного учреждения и «семейных групп» должно быть удобным, так как мама может приводить детей в детский сад на занятия, или отдельные специалисты посещать их на дому.

Комиссия обследует жилищно-бытовые, социальные условия жизни кандидата по месту его проживания, составляет акт, устанавливает соответствие жилого помещения требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам. Выносит решение об открытии группы.

Издается  приказ об открытии семейной группы на базе ДОО,  воспитатель (младший воспитатель) семейной группы зачисляется в штат образовательного учреждения, с ним заключается трудовой договор на период функционирования группы. На основании направления отдела образования дети зачисляются в семейную группу.

Отношения между семьей и дошкольным учреждением регулируются  договором,  помещение для группы (в данном случае —  жилой дом, квартира) должно соответствовать санитарным нормам и правилам, принятым для детских садов: это требования по наличию спальных помещений, игровых комнат и т. д.

Утверждаются  документы, определяющие функционирование семейной группы (режим работы группы, учебный план, расписание занятий, режим дня и распределение организации жизнедеятельности детей, форма заявления родителей (законных представителей), форма договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Общее руководство семейными группами  в  дошкольной образовательной организации остается за руководителем.

Финансирование семейной группы:

Финансирование семейной группы производится за счёт средств районного  бюджета, предусмотренных на содержание муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с постановлением администрации Моршанского района от 27.05.2014 № 636 «Об утверждении  Порядка расчета и установления размера платы взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях Моршанского района», родительская плата за присмотр и уход за воспитанниками семейных групп дошкольных образовательных организаций  взимается  согласно постановлению администрации Моршанского района от 20. 12. 2016 г. №823 «Об установлении размера ежемесячной платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях Моршанского района»

 Оплата труда работников семейной группы производится по действующим нормативам из расчета режима работы групп.

Мама – работник ДОУ

На должность воспитателя семейной группы назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи. В случае,  если родитель (законный представитель) имеет среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование, он принимается воспитателем. В случае, если родитель (законный представитель) имеет среднее начальное профессиональное образование или среднее (полное) общее образование, он принимается младшим воспитателем.

Организация питания детей в семейной группе

  1. Организация питания детей в семейной группе осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03 и установленными учредителем денежными нормами питания для детей дошкольного возраста и возлагается на воспитателя (младшего воспитателя) семейной группы.
  2. Воспитатель (младший воспитатель) семейной группы самостоятельно готовит пищу для детей в соответствии с утвержденным Примерным десятидневным меню образовательного учреждения с учетом норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей.
  3. На организацию питания детей семейной  группы    один раз в 10 дней воспитателю выделяется набор продуктов для приготовления пищи в домашних условиях  в соответствии с нормами питания дошкольников.
  4. В конце каждого месяца работник семейной группы  составляет отчет по приобретенным продуктам питания,  составляется авансовый отчет и акт на списание продуктов комиссией.

 Медицинское обслуживание

Воспитатель семейной группы наряду с учреждением несет ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и обучение воспитанников семейной группы.

Воспитатель (младший воспитатель) семейной группы проходит обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Медицинское обслуживание детей, посещающих семейную группу, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Воспитанники семейной группы являются воспитанниками Учреждения и принимаются в порядке, установленном уставом учреждения, на основании медицинского заключения.

Режим работы семейной группы

Режим работы семейной группы и пребывания в нем детей определяются уставом ДОУ, договором между ДОУ и родителем (законным представителем). Администрация ДОУ осуществляет контроль за функционированием семейных групп. Образовательная работа с детьми и другие виды деятельности могут проводиться как в здании ДОУ, так и в домашних условиях. Обучение и воспитание детей в семейном детском саду осуществляется по той же образовательной программе, что и в детском саду.

Режим функционирования семейной группы составляет 7 часов. Семейный воспитатель проводит с детьми все режимные моменты: гигиенические процедуры, занятия, прогулки, организация игр и развлечений. Так как семейная группа является структурным подразделением ДОУ, то дети могут посещать отдельные занятия и участвовать в праздниках и развлечениях.

Семейная группа имеет разновозрастной состав, поэтому для каждого ребенка может быть разработан индивидуальный образовательный и организационный маршрут. Важное значение имеет подгрупповая и индивидуальная организация детской деятельности, например, младшие дети, заняты играми в то время, когда со старшими проводятся занятия. Для семейных групп характерна и организация совместной деятельности, в которой малыши учатся у старших.

Исходя из вышесказанного,  каждое учреждение может для себя определить Модель образовательного процесса:

Модель № 1

  1. Образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Раз в неделю дети посещают  ДОУ, участвуют в совместной деятельности со взрослыми.
  2. Один раз в неделю педагог-психолог посещает семейную группу, оказывает консультативную помощь и организует образовательную деятельность с детьми.

Модель №2

  1. Образовательная деятельность организуется базе ДОУ ежедневно. Дети закреплены за возрастной группой, участвуют в совместной деятельности со взрослыми  и детьми, прогулка, вторая половина дня.
  2. Участие в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ.

Модель №3

  1. Образовательная деятельность организуется педагогами – специалистами ДОУ на базе 1-2 раза в неделю.
  2. Посещение дополнительных  образовательных услуг в детском саду.

Модель №4

  1. Образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель.
  2. Раз в неделю образовательную  деятельность осуществляют педагоги-специалисты (изо, педагог-психолог, учитель-логопед) на дому.
  3. Участие в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ.

Руководство семейной группой осуществляют Администрация, педагоги, специалисты образовательного учреждения оказывают консультативную и методическую помощь родителю-воспитателю (младшему воспитателю).

Семейная группа для  ребенка это:

  • разностороннее развитие с участием специалистов ДОУ;
  • социализация;

для Мамы-воспитателя это:

  • возможность трудоустройства, не прерывая процесс воспитания детей;
  • заработная плата;
  • получение консультативной помощи в вопросах воспитания и образования детей от специалистов;

для учреждения это:

  • возможность охвата большего числа дошкольников.

Ожидаемые результаты развития семейных групп:

  • Расширение формы дошкольного образования для детей не посещающих ДОУ;
  • Сокращение очередности в детские сады;
  • Поддержка многодетных семей, предоставление родителям возможности трудоустройства;
  • Возможность получить работу в период сложной экономической ситуации для мам, воспитывающих 3х и более лет.